Наплевать на всех и делать по-своему: нужно ли стартапу доверять чужим мнениям

ya0zgccjgc
Много воды утекло с тех пор, когда первые цифровые продукты запускались в России. Это были странные времена и лично я то время могу вспомнить лишь по обрезкам воспоминаний своей юности. Тогда никто и не говорил толком о каком-то планировании: цифрового рынка как-такого и не было и если ты – единственный производитель хлеба, то тебе просто необходимо его печь, а вкусный ли он будет или хрустящий, не важно. А что сейчас? Сейчас иначе – “производителей хлеба” тьма-тьмущая. И главным вопросом при запуске продукта встает тот, на чьи мнения и догадки стоит опираться: свои или чужие.

В России с этим вообще дела обстоят плохо. Большинство компаний до сих пор не пользуются точным анализом: они просто принимают звонки, закладывают бюджеты и бросают деньги в рекламу. А кто у них покупает точно, в какое время, из какого источника приходит их целевая аудитория… Им некогда заниматься изучением этой “нудятины”.

Но это нужно делать. Обязательно. Ведь такое разбазаривание денег и внимания могут позволить только самые крупные игроки на рынке. А что делать стартапам? Попробуем разобраться в этом на примере западных гениев – тех, кто уже прошел через все это.

Три пусти стартапа

Лично я вижу три подхода.

Можно сделать так, как всем нам известная доска бесплатных объявлений – запуститься на всех возможных рынках и остаться на тех, где “выстрелит”. Но для этого нужен хоть какой-то работающий продукт (который не стыдно всем показать) и приличные начальные инвестиции – хотя бы для того, чтобы поддерживать мощности.

Можно пойти по пути глубокого анализа и исследований, как, например, Тиньков при запуске своего банка. Но путь этот долгий: требующий большого внимания и огромных инвестиций. Хотя, вместо инвестиций может выступать ваше время – любой анализ можно сделать почти бесплатно, как и тестирование на совестимость, но тогда это займет огромное количество часов и минут, может быть годы.

Третий путь – “идти на таран”. Для этого нужно обладать собственным, почти фантастическим, видением и, конечно же, абсолютной уверенностью в победе. Это путь безумцев, гениев, хиппи и нердов. Стив Джобс, Марк Цукерберг, Ларри Эллисон, Джейсон Фрайд и даже Павел Дуров – их всех можно причислить к этой категории. Гарантии? О каких гарантиях может идти речь? Твоя внутренняя уверенность и философия мира – вот гарантии успеха в этом случае. Но и здесь, конечно, не обходится бех изюминки. Об этом дальше.

Пользователям придется привыкнуть

Компания 37 signals в одной из статей в своем блоге описала их подход. Они не прислушиваются к мнению других людей, а доверяют только собственному. Для этого есть причины: в первую очередь, каждый продукт они делают для решения собственных проблем в компании. А проблемы других пользователей очень похожи на их проблемы. Плюс ко всему, люди, по мнению 37 signals, не умеют задавать себе правильные вопросы, соотвественно, и находить правильные решения для них – непосильная задача. Очень показательна их манера общения с пользователями:
– У вашего продукта ужасный дизайн. Уберите, наконец, эти яркие ссвлки с формами.
– Большое спасибо за совет. Мы примем его к сведению.

То же самое и с Apple. До выхода на рынок iPad никто в компании точно не знал, для каких целей его будут использовать. История этой компании уникальна уже только потому, что им удавалось продавать первые компьютеры в личное пользование людям за нереальные по тем временам деньги. Весь свой путь Apple построила на чистой вере в собственный успех и некую видную только ей мечту:
– Телефон без кнопок? Как же пользователи примут такое устройство?
– Они приыкнут.

Достойно уважения?

Исключения из правил

В любом случае, бывают исключения из правил. Фокус-группы тоже иногда помогают. Эффект от них показателен, к примеру, в сообществах в ВК, когда ты запуливаешь опрос или разжигаешь дискусс в комментариях. Для уровня “продуктов на всю страну” такие фокус-группы должны быть огромными: к подобным советам пользователей прибегают чаще всего различные доски объявлений, псевдосоциальные сети, сервисы автоматизации и т.п.

Даже Джейсон Фрайд однажды сделал отступление. В небольшом интервью он рассказал о тех случаях, когда к мнениям пользователей они все-таки прислушиваются: “Реакцию пользовователя можно считать показательной лишь в двух случаях: когда он подписался/купил на продукт и когда от него отписался/отказался от использования. В остальных случаях его реакция случайна”.

На этом и остановимся.

Понравился пост? Помогите распространить его в социальных сетях, это сделает мир немного лучше и добавит вам плюсик в карму:

Прокомментируйте от ВК:

Или любым другим способом: